Редакция подготовила запрос в Правительство РФ и Минюст по проблемам деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

Редакция просит прокомментировать вопросы о том:
- может ли физическое лицо, которое не является членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, а также гражданским служащим, участвовать на безвозмездной основе в управлении общественной организацией в качестве единоличного исполнительного органа;
- будет ли являться основанием для отказа в выдаче организации заключения о соответствии качества оказываемых социально ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг установленным критериям, факт того, что с момента государственной регистрации организации до момента подачи заявления о выдаче организации Заключения прошло менее 2 лет;
- какую форму структурного подразделения следует выбрать общественной организации и в какой форме оформить создание такого структурного подразделения, если общественная организация, которая планирует осуществлять свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории нескольких субъектов Российской Федерации, не планирует наделять такие структурные подразделения полномочиями филиала и представительства, при этом планирует их размещать в жилых помещениях, например, по месту жительства сотрудника структурного подразделения без оборудования стационарных рабочих мест.

Пресс-служба Минюста на запрос редакции по первому вопросу сообщила следующее.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественная организация обязана соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы ее деятельности, а также положения собственного устава.

Согласно пункту 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статье 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

Согласно пункту 4 статьи 52 и пункту 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» порядок формирования органов общественной организации, их компетенция и срок полномочий определяется уставом общественной организации. Общие ограничения, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность единоличного исполнительного органа определяются с учетом требований части третьей статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях», подпунктов «о» и «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и абзацем первым пункта 3 статьи 213.30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Также, в соответствии с действующим законодательством для отдельных категорий должностных лиц могут устанавливаться ограничения и запреты для участия в управлении некоммерческой (общественной) организацией (Федеральный закон «О противодействии коррупции», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Таким образом, по общему правилу физическое лицо (не являющееся должностным лицом), отвечающее предусмотренным действующим законодательством требованиям, может осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа общественной организации, как на возмездной, так и на безвозмездной основе, в порядке и пределах компетенции, установленных уставом общественной организации.

Пресс-служба Минюста на запрос редакции по третьему вопросу сообщила следующее.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» под межрегиональной общественной организацией понимается организация, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Таким образом, исходя из положений статьи 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» структурными подразделениями межрегиональных общественных организаций, помимо филиалов и представительств, также могут являться организации и отделения.

Структурные подразделения межрегиональных общественных организаций создаются в форме общественных организаций на основании решения высшего органа управления (конференции или общего собрания) или коллегиального постоянно действующего руководящего органа, подотчетного высшему органу управления. Структурные подразделения (отделения и организации) межрегиональных общественных организаций могут регистрироваться в порядке, предусмотренном действующим законодательством и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав (статья 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Структурные подразделения (отделения и организации) создаются в форме общественных организаций. Согласно статье 18 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные организации, в том числе структурные подразделения (отделения и организации), создаются их учредителями (не менее трех физических лиц). В случае государственной регистрации структурных подразделений межрегиональной общественной организации и наделения их правами юридического лица в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ подлежат внесению сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Следовательно, адрес места нахождения юридического лица подлежащий указанию в ЕГРЮЛ, используется для целей осуществления связи с юридическим лицом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

Пунктами 2 и 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан и размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Таким образом, действующим законодательством не запрещено использовать адрес регистрации одного из учредителей (членов) структурного подразделения в качестве адреса места нахождения, по которому с ним будет осуществляться связь.

Пресс-служба Правительства России на запрос редакции по второму вопросу сообщила следующее.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Следовательно, если некоммерческая организация оказывает указанные услуги и соответствует перечисленным в законе критериям, она вправе претендовать на признание ее исполнителем общественно полезных услуг и информация о ней может быть включена в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг (далее - Реестр).

Порядок принятия указанного решения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 №89 (далее - постановление). Согласно пункту 3 постановления, решение о признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг принимает Минюст России (его территориальные органы) на основании полученных от некоммерческой организации документов, в числе которых должно содержаться заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям (далее - заключение).

Заключение дают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или их территориальные органы, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие оценку качества оказания общественно полезных услуг, в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением (далее - заинтересованные органы). Заключение подтверждает, что некоммерческая организация на протяжении одного года и более оказывает конкретные общественно полезные услуги, соответствующие утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 критериям.

Среди оснований для отказа в выдаче заключения, установленных пунктом 7 Постановления, имеются:
- наличие в течение 2 лет, предшествующих выдаче заключения, жалоб на действия (бездействие) и (или) решения организации, связанных с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией;
- наличие в течение 2 лет, предшествующих информации об организации в реестре по результатам оказания услуги в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Исходя из системного толкования действующего законодательства в сфере признания некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг факт того, что с момента государственной регистрации некоммерческой организации до подачи заявления о выдаче заключения прошло менее 2 лет не препятствует получению заключения.