Редакция получила комментарии ЦИК России по вопросу работы наблюдателей на выборах депутатов Государственной Думы 19 сентября 2021 года

В соответствии с подпунктами 2 и 12 пункта 6 статьи 33 Федеральным закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.02.2014 N 20-ФЗ, наблюдатели вправе:
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

Некоторые избирательные комиссии на основании подпунктов 2 и 12 пункта 6 статьи 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также на основании методических рекомендаций ЦИК России, определяют места для наблюдателей, с которых наблюдателей обязывают не только осуществлять фото- и (или) видеосъемку, но и наблюдать (находиться в помещении для голосования).

Стоит отметить, что Памятка наблюдателю на дополнительных выборах депутатов Госдумы, а также Плакат «Наблюдателю в дни голосования», размещенные на официальном сайте ЦИК России в разделе «Методические материалы» (http://www.cikrf.ru/nablyudatelyam-i-ekspertam/metodicheskie-materialy/) содержат информацию о том, что:
- Наблюдателю необходимо занять место, определенное в решении УИК для расположения наблюдателей. С этого места должны быть хорошо видны: • места выдачи избирательных бюллетеней; • места для тайного голосования; • ящики для голосования, технические средства подсчета голосов (при их использовании) (страница 9 Памятки наблюдателю на дополнительных выборах депутатов Госдумы);
- Если наблюдатель планирует проводить фото- и (или) видеосъемку, необходимо предварительно уведомить об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК. Они определят место, где осуществление съемки не будет нарушать тайну голосования и одновременно будет обеспечен обзор мест выдачи избирательных бюллетеней, мест для тайного голосования, ящиков для голосования, технических средств подсчета голосов (при их использовании) (страница 10 Памятки наблюдателю на дополнительных выборах депутатов Госдумы).
- Наблюдателю следует занять место для наблюдения или место для фото- или видеосъемки, которое определяется решением УИК (пункт 3 страницы 1 Плаката «Наблюдателю в дни голосования»).

Вместе с тем, Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.02.2014 N 20-ФЗ не содержит положений, обязывающих наблюдателей находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в месте, определенном председателем участковой избирательной комиссии или решением УИК.

Более того, для реализации своих прав, определенных пунктом 6 статьи 33 Федеральным закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.02.2014 N 20-ФЗ, наблюдателю необходимо перемещаться по помещению для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования.

Учитывая изложенное, редакция запросила комментарии по вышеуказанным проблемам у ЦИК России и четырех парламентских партиях.

ЦИК России на запрос редакции сообщила следующее: "...Часть 6 статьи 33 Федерального закона не запрещает наблюдателям, находящимся на избирательном участке, перемещаться в помещении для голосования в целях визуального ознакомления с избирательными документами на расстоянии, достаточном для восприятия содержащейся в них информации, а также для обращения по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему.

При этом реализация наблюдателем своих полномочий не должна препятствовать работе участковой избирательной комиссии, связанной с обеспечением голосования избирателей на избирательном участке, или создавать помехи участию избирателей в голосовании.

Вместе с тем выполнение председателем участковой избирательной миссии требования пункта 12 части 6 статьи 33 Федерального закона, предусматривающего определение места для наблюдателей в помещении для голосования, необходимо в целях недопущения нарушения тайны голосования, исключения возможности контроля за волеизъявлением избирателей, сохранение конфиденциальности персональных данных, содержащихся в списке избирателей при осуществлении наблюдателем фото- и (или) видеосъемки.

Определяя соответствующее место, также учитывается, что в поле зрения наблюдателей должны находиться места выдачи избирательных бюллетеней, кабины, иные специально оборудованные места для тайного голосования, стационарные ящики для голосования, технические средства подсчета голосов (при их использовании), что следует из части 14 статьи 78 Федерального закона...".

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" не сообщила редакции свою позицию по вышеуказанным проблеммам, однако проинформировала редакцию о колличестве планируемых наблюдателей и их работе на предстоящих выдорах. Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и ЛДПР не ответили за запрос редакции.