Редакция получила комментарии Счетной палаты Российской Федерации по проблеме публичности и открытости деятельности органов государственной власти

На вопросы редакции пресс-служба Счетной палаты Российской Федерации сообщила следующее.

Понятие «неэффективное использование бюджетных средств» в действующем законодательстве Российской Федерации не определено. При этом статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Ответственность за несоблюдение указанного принципа действующим законодательством не предусмотрена. В случае выявления Счетной палатой Российской Федерации в ходе проведения контрольного мероприятия фактов несоблюдения объектом контроля принципа эффективности, указанные факты включаются в представление Счетной палаты, направляемое руководителю объекта аудита, в качестве недостатков с требованием принять меры по устранению выявленных недостатков, а также их причин и условий.

При выявлении фактов нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, имеющих признаки административных правонарушений, инспекторы Счетной палаты составляют протоколы об административных правонарушениях. Указанные полномочия инспекторов Счетной палаты предусмотрены пунктом 9 части 1 статьи 36 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ и пунктом 3 части 5 статьи 28.3 КоАП. В случае выявления в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий фактов, указывающих на признаки составов преступлений, а также административных правонарушений, возбуждение дел по которым не отнесено к компетенции инспекторов Счетной палаты, такие материалы направляются Счетной палатой в правоохранительные и иные уполномоченные органы Российской Федерации в порядке, предусмотренном соглашением о сотрудничестве, заключенным Счетной палатой с соответствующим уполномоченным государственным органом. В соответствии с частью 7 статьи 17 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ правоохранительные органы обязаны предоставлять Счетной палате информацию о ходе рассмотрения и принятых решениях по переданным Счетной палатой материалам.

Поступающая в Счетную палату информация (сведения, документы), содержащаяся в обращениях граждан, организаций, а также в материалах СМИ, анализируется и, по возможности, используется при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, включенных в план работы Счетной палаты.

В целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, либо сами учреждения (в случае передачи права (полномочия) по размещению документов о государственном учреждении этому государственному учреждению) обязаны в соответствии с требованиями пунктов 3.3, 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ размещать на официальном сайте в сети «Интернет» (www.bus.gov.rn) документы согласно установленному перечню. При этом ответственность за нарушение пунктов 3.3 и 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ действующим законодательством не предусмотрена. В случае выявления Счетной палатой в ходе проведения контрольного мероприятия фактов неразмещения объектом контроля на официальном сайте документов в соответствии с требованиями пунктов 3.3 и 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, указанные факты включаются в представление Счетной палаты, направляемое руководителю объекта аудита, в качестве нарушений с требованием об их устранении. Следует отметить, что самим объектом контроля к дисциплинарной ответственности могут быть привлечены лица (должностные лица), допустившие нарушение требований законодательства Российской Федерации, в том числе в части неразмещения в сети «Интернет» информации о государственных и муниципальных учреждениях.